ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ.
Выпуск 1, 2014 год
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО: НАСЛЕДИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ | ||
Коды УДК | 7.038.531 | Страницы | 107-116 |
Заглавие | ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МАНИФЕСТЫ 1960-х годов: ПРОГРАММА ФЛЮКСУСА И ЕЁ АВТОР | ||
Автор 1 | Меньшиков Леонид Александрович | Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова Российская Федерация, 190000, Санкт-Петербург, Театральная пл., 3 кандидат философских наук, доцент e-mail: lmensch@mail.ru |
|
Аннотация | Манифесты флюксуса составляют важную часть его художественного наследия. Их автор — Джордж Мачунас — был одним из основателей и ведущих участников направления. Он изложил в манифестах общие принципы созданного им антиискусства. Основой флюксуса стали взгляды дадаистов, Кейджа, Дюшана. Их идеи в текстах манифестов переосмысляет Мачунас. Он приходит к мысли о необходимости разрушения границ между искусством и жизнью, между художником и зрителем, между историей и повседневностью и скрепляет эти противоположности простым и незатейливым юмором. Автор статьи рассматривает неисследованные вопросы истории флюксуса. Были ли манифесты Мачунаса манифестами флюксуса в целом? Развивалась ли идея флюксуса от манифеста к манифесту? Как соединяются во флюксусе авангардные и постмодернистские черты? В завершении статьи делаются выводы о роли Мачунаса как организатора и импресарио движения и об изменении деятельности флюксуса после Мачунаса. В статье вводятся в научный оборот основные манифесты Мачунаса, до сих пор не переведённые на русский язык, и даётся их эстетическая интерпретация. | ||
Ключевые слова | флюксус, антиискусство, неискусство, неоавангард, постмодерн, акция, Мачунас, Кейдж, тотальное искусство, неодада, манифест. |